Кредит — lend, аренда — lease. Соединенные вместе, эти английские слова образуют термин, хорошо знакомый нашим отцам и дедам, пережившим Великую Отечественную. Слыхали все — знали немногие. Чтобы выведать неизвестные подробности об этой “материально-технической” эпопее времен войны, мы отправились в Московский музей ленд-лиза — единственный в мире.
О ленд-лизе в СССР сложилось устоявшееся мнение: из-за океана нам присылали тушенку, джипы да “Студебеккеры”. Все остальное — так, по мелочи. — Наш музей — это не попытка восхваления зарубежной техники и товаров, — сразу же подчеркнул директор Николай Бородин. — Мы просто пытаемся объективно показать здесь, что значила для воюющей России помощь союзников. Особенно в первый, самый трудный период войны, когда советская промышленность была практически полностью парализована. “Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил... Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело” — так утверждал Анастас Микоян, бывший в годы войны наркомом снабжения СССР. — Эта эпопея началась 65 лет назад. Первый караван судов с грузом помощи пришел к нам 31 августа 1941 года из Великобритании, — рассказывает Бородин. — Это был так называемый вторичный ленд-лиз: англичане поделились с СССР тем, что им присылали американцы, а кроме того, добавили еще и свою продукцию. Энтузиазм тогда на Британских островах царил небывалый: как только их жители поняли, что отныне угроза разрушительных бомбардировок стала значительно меньше, поскольку главный удар гитлеровских войск приняла на себя Россия, они готовы были поделиться с Советами буквально всем. Американцы подписали с Россией соглашение о ленд-лизе только в мае 1942-го. А до того мы получали английскую помощь — истребители “Харрикейн”, танки “Валлентайн” и “Матильда” (они участвовали в битве за Москву), грузовики, мины, бомбы, каучук… Много было пожертвований от простых жителей. Например, в танках лежали “посылочки” для их будущих экипажей: шерстяные носки, варежки, коробки с печеньем… А в дула пушек бронированных машин предусмотрительные британцы упаковывали “нелегальный груз” для русских — запихивали туда бутылки виски и снаружи затыкали дула ветошью. Сперва с такими посылками вышел конфуз: стали в порту прибывшие английские танки осматривать — глядь: дуло забито! Попробовали палкой длинной пробку выбить — бутылки со спиртным вывалились и — вдребезги!.. Начальство военное об этом узнало и тут же распорядилось строжайше: боевые машины проверять только офицерам-танкистам! Они бутылки доставали из дула аккуратно. Бывали и более серьезные подарки. Вот здесь стоит английский мотоцикл BSA. Британский военный атташе в Москве, генерал Меткаф, когда осматривал наш музей, сразу же определил, что машина, прежде чем попасть в Красную Армию, была “на мирной работе”: это видно по сохранившейся под слоем камуфляжа “гражданской” окраске. Наверняка кто-то из англичан-доброхотов просто подъехал на своем мотоцикле к борту транспорта, отправлявшегося в Россию, и попросил грузчиков отправить “коня” в трюм. Такие ситуации считались тогда в порядке вещей. Закон о ленд-лизе в Штатах приняли еще весной 1941-го, а всего в этом международном проекте участвовали 44 страны — те, кто давал, и те, кто получал: помимо Америки и СССР еще Канада, Австралия, Польша, Египет, Китай, Иран… Но почему именно кредит и аренда, а не продажа? — В США тогда запрещено было продавать оружие другим странам. Вот американцы и давали по принятому закону о ленд-лизе свое вооружение как бы “взаймы” тем странам, которые воевали против Гитлера и его союзников. Но после победы всю технику, которая уцелела, нужно было вернуть в Штаты. (Автору этих строк доводилось слышать рассказы очевидцев о том, как по окончании войны в порт Владивостока со всего Союза сотнями привозили “Студебеккеры”. А там американцы поставили специальный пресс — он плющил автомобили в аккуратные брикеты, и затем этот металлолом отправляли в трюмы транспортов.) Ленд-лизовские грузы шли в Россию в основном морем — в Архангельск, во Владивосток, по Севморпути до Таймыра… Часть самолетов перегоняли с Аляски в Сибирь своим ходом, другие крылатые машины добирались еще более дальним путем: через Южную Америку, Африку и Иран. — Общий объем поставок союзников для СССР потянул, как сейчас подсчитали, на 140 миллиардов долларов — в современном масштабе цен. Везли нам из Америки самую разнообразную технику и материалы. Порой совершенно неожиданные. Вот, например, экспонат: обычные металлические пуговицы с советской военной формы — звезда, серп и молот изображены, а на обратной стороне оттиснуто название фирмы из Чикаго. Миллионы пар обуви в США изготовили специально по нашему крою — чтобы удобно было надевать на солдатские обмотки, принятые в Красной Армии. Для обеспечения поставок продовольствия по ленд-лизу американцы построили дополнительно несколько заводов, которые выпускали консервированные продукты: тушенку, сухое молоко, яичный порошок… А для наших разведчиков и десантников из Америки присылали калорийные рационы: брикеты “индейка в шоколаде” и даже “сало в шоколаде”! Много грузов было и из Канады — торпедные катера, вагоны, рельсы, теплая одежда, оружие… Вот на стене известное фото: советский солдат под Сталинградом. А в руках-то у него канадский пистолет-пулемет “Томпсон”. |